Чем искупить грех. Как искупить грех: какие есть грехи и способы их искупления

Вопрос о том, как замолить грехи перед Богом волнует многих истинно верующих людей. Ведь в жизни порой случаются такие ситуации, которые влияют на наше поведение негативно. Мы совершаем проступки, а в будущем испытываем муки совести.

К сожалению, церковь перестала иметь такое большое значение, нежели в прошлом. Бытует даже такое мнение, что религия и вера – это абстрактные понятия, пережитки былого.

А те, кто все же посещает храм, не всегда относятся к этому серьезно: не знают, как правильно креститься, как молиться, как ставить свечу.

Подобные аспекты приводят к неминуемым последствиям. Мы не осознаем величины всей ответственности за свое поведение. И постепенно жизнь наполняется греховностью.

Но понимание того, что путь выбран неверно и пришло время перемен, все равно приходит. Часто это происходит в трудные моменты, к примеру, когда обнаруживается серьезная болезнь. И перед человеком возникает задача – как отмолить грехи перед Богом и получить прощение?

Современная концепция 7 смертных грехов

Когда речь идет о семи грехах, считающихся смертными, не нужно проводить параллели с заповедями, о которых упоминается в Писании. Безусловно, общие черты имеются, но это две совершенно различные концепции.

Какие же грехи смертные? Это:

  • Уныние – безразличие ко всему происходящему, нежелание вмешиваться во что-либо, отсутствие интересов, апатичное поведение. Человек ограждает себя от текущих забот, бездельничает.
  • Чревоугодие – постоянная тяга к пище, даже без ощущения голода. Это попытка заглушить все проблемы при помощи еды и получения от нее удовольствия.
  • Гнев – абсолютно необоснованная агрессия в сторону окружающего мира, месть.
  • Алчность – нездоровое стремление к накоплению материальных ценностей и нежелание с кем-либо делиться;
  • Зависть – негативная реакция на чужие успехи. Также этот грех связан с ревностью – нападками на любимого человека, обвинениями без всякой на то причины.
  • Гордыня – определение себя, как вершины всего сущего. Такие люди не склонны принимать чужое мнение, а тем более считаться с ним. Для них существует лишь собственное Я.
  • Похоть – падение перед собой, как личностью. Приводит к несерьезным связям, сексуальным желаниям нездорового характера.

За всю свою жизнь каждый человек сталкивается со всеми семью грехами. Они при определенных обстоятельствах одолевают и приводят нас к аморальному поведению.

Но все эти искушения не могут полностью побороть человеческую волю, и, если вовремя взять себя в руки и встать на путь праведный, можно получить божественное прощение.

Грехи и добродетели

Каждый грех, входящий в концепцию смертных, имеет противопоставляемую ему добродетель. Единственное исключение: уныние.

С этой страшной человеческой страстью следует бороться ежеминутно: веруя, надеясь и любя. Об этом говорится еще в древних трудах праведников, живущих во времена Иисуса Христа.

Для верующих важно смирение, благодаря которому возможно общение с Господом и отпущение грехов. Эта добродетель рассматривается, как противоположность гордыни.

Гнев противопоставляется кротости. Завистники получат прощение лишь после того, как научатся дарить любовь. Проявляющие алчность должны побороть в себе данный грех и стать щедрыми.

Похоти противопоставляется целомудрие. Усердие борется с ленью. А воздерживаясь, можно распрощаться с чревоугодием.

Можно ли отмолить смертный грех?

Первое, на что стоит обратить внимание, это искренность раскаяния. Без нее сердце не способно раскрыться перед небесами. Если самостоятельно не удается в деталях разобраться в собственных грехах, стоит поведать о душевных муках своему священнику. Духовный отец поможет найти верную дорогу к Господу.

Исповедь – это важнейшая часть праведной жизни. Пребывая в стенах храма, понаблюдайте, как прихожане подходят к священнику и смиренно говорят ему о греховности минувших лет.

Наставник советует, как выстроить свою дальнейшую жизнь. Если вы решились исповедаться, прежде прочтите молитву о прощении грехов. И не сомневайтесь, что тайны останутся в церкви – священник никогда не выдаст секреты своих прихожан.

И только правдивая исповедь поможет получить прощение: даже если страшно признаваться в своих недобрых поступках, преодолейте этот страх.

Духовный отец обычно дает каждому совет:

  • одни получают наставление о ежедневной молитве, обращенной к Создателю
  • другие должны соблюдать пост
  • а некоторым священники советуют заказать особенный молебен

Но освободит от тяжкого груза, не дающего свободно дышать, лишь сердечное взывание к небу. Если хоть капля неверия проскользнет в вашей молитве, вряд ли вы получите долгожданное спокойствие. Приблизиться к Богу поможет каждодневная святая беседа с ним.

Не бойтесь – говорите с Господом, кайтесь перед ним, говорите о том, что гложет изнутри. Сам процесс молитвы очищает разум от злых мыслей. Умиротворение разливается по всему телу.

Большой процент женщин, достигнув определенного возраста, осознают свои ошибки молодости. А в особенности это касается абортов. Это серьезное прегрешение, которое не имеет объяснения и оправдания.

Но, когда женщина раскаивается, пришла в храм и говорит об этом священнику – это означает, что прощение возможно. Вот только с этого момента жизнь ее должна быть соткана лишь из добрых поступков, из смирения, из примерного поведения.

Выходом может быть помощь детским домам. Детки, которые никогда не ощущали родительской заботы, будут благодарны. А это вызовет огромный поток положительной энергии в сторону покаявшейся женщины.

Молитва о прощении грехов

Мысли о грехе, совершенном в прошлом, могут съедать человека изнутри, не давать спать спокойно, не позволять работать и сосредотачиваться. А, главное, в разум проникает понимание того, что греховность минувших дней закрывает врата Царствия Небесного.

Сила, которую несет в себе молитва о прощении грехов, велика – оценить ее невозможно. Желание, исходящее из глубины сердца, о покаянии перед Создателем увеличивает энергетическую связь с небом.

Ведь верующий понял и принял то, что он совершил греховное деяние, недостойное христианина. Он оценил собственную вину, чтобы впредь не сделать такой же опрометчивый шаг.

Молитвенное обращение олицетворяет собой душевное воззвание к Господу. Уже после первых произнесенных священных слов на верующего снисходит очищение, великодушие и доброта.

Чтобы не вернуться к нехорошим помыслам, следует всю свою жизнь следовать наставлениям православной веры. Не стоит забывать о посещении храма – его стены пропитаны силой стольких произнесенных молитв!

Энергетика подобных мест удивляет своей силой, поэтому и общение с Богом в церкви дается человеку легче. Мысли становятся ясными, а в душе царит умиротворение.

Регулярно исповедуйтесь – покаяние перед духовным наставником позволит еще раз пережить свой грех и осознать его неправильность.

Молитву о прощении можно произносить и дома. Делать это нужно каждый день перед ночным сном:

Если не позволять проникать в разум злым и нехорошим мыслям, прислушиваться к советам священника и регулярно молиться, Создатель обязательно ответит вам.

Молитва покаяния и прощения

Молитва Святому Духу

Вопрос: Как исправить прошлые грехи? Как не совершать новые?

Ответ: Спасибо за вопрос, сейчас самое время для этого. По лунному еврейскому календарю сейчас месяц Элул, месяц милосердия, последний месяц уходящего года. Каббала приводит притчу о том, что царь выходит в поле, и все могут к нему подойти. Когда царь в своем замке, придти к нему не просто, а когда он выходит из него и из города и ходит, как простолюдин, каждый может подойти и просить, что ему нужно. Этот месяц – самое подходящее время для исправления грехов, само время этому помогает.

Разделим тему на несколько частей. Очевидно, что если грех материализовался, то физические последствия его надо исправить, и это понятно. Если деньги были, к примеру, украдены, недоплачены, взяты взаймы, и их не вернули, их надо вернуть. Если вы обидели кого-то, надо получить у него прощение. Если человек был убит... скажем, погиб в аварии, не дай Б-г... есть грехи, физические последствия которых исправить уже невозможно. Об этом написано много, поэтому не про это мы будем говорить. Не про физическую составляющую исправления греха. Или скажем по-другому, сегодня мы будем говорить не про это, про это как-нибудь в другой раз.

Сегодня мы будем говорить о том, как исправить духовную составляющую греха, ущерб, который понесла душа самого грешника. И здесь мы выделяем три последовательных ступени (последовательность важна): 1) раскаяние в сердце, 2) решительно принять обязательство никогда не делать это в будущем, 3) сформулировать грех словами, и рассказать о нем Б-гу и просить прощения.

Более подробно.

1. Раскаяние в сердце. Человек согрешил потому, что было желание к запрещенному. Это желание нужно из сердца искоренить. Вот насколько глубоко это желание проникло в сердце, настолько глубоким должна быть горечь раскаяния. Эта горечь очистит сердце от страсти, однако если человек привык грешить, и грехи стали ему чем-то обыденным, ему будет трудно достичь такой горечи. В этом разница между случайными грехами греховными увлечениями. Тем не менее, раскаяние доступно всем, и свобода выбора ни у кого не забрана.

Бывает так, что люди открывают себя для грехов из-за удовольствия, которое они от этого имеют. Они как бы говорят: «Я открываю свое сердце желаниям и готов их выполнять». Такие люди перестают чувствовать зло, порождаемое их поступками. Ибо грязь притягивает грязь, а скверна притягивает еще большую скверну. Это похоже на то, как шаловливого ученика наказывают, и ему стыдно, и он хочет исправиться, но если шалости переходит границы, то может случиться так, что учитель потеряет терпение и перестанет обращать внимание на такого ученика, мол, делай, что хочешь, только классу не мешай! И он делает, что хочет, не слушает урок, не делает задания, выходит из класса, когда хочет, и его не наказывают. Вот она, райская жизнь, вот оно, благо! Делай, что хочешь, и тебе ничего не будет! Таким людям очень трудно раскаяться, почти невозможно .

Важная деталь. Как правило, греховные мысли люди не считают грехом и не видят необходимым их исправлять. Особенно, если это не собственные мысли, а пришедшие извне. И это потому, что закон за мысли не наказывает. Но надо знать, что мысли коренятся в душе гораздо глубже, чем поступки, и наносят больше, чем поступки, вреда психике. Другими словами, поступки наносят больше вреда в реальности, а мысли наносят больше вреда в духовном мире, и их тоже надо исправлять.

2. Решительно принятие обязательства никогда не делать этого в будущем. Без этого исправление невозможно. Одного раскаяния мало, одно оно не есть исправление. Возможно, что в будущем человек снова оступится и совершит тот же самый грех, но сейчас человек должен быть искренним в своем решении, сейчас он по-настоящему принимает решение никогда больше этого греха не делать.

3. У духовных сущностей тоже есть свои душа и тело, духовное тело. Любой грех порождает духовную отрицательную сущность, которую мы называем чертом, Сатаной, сатанишкой, чертиком. Каждый отрицательный поступок, даже маленький, это маленький чертик, сатанчик, сатанишка.

Раскаянием мы забрали из него его духовность, его душу, ту духовную энергию, которая его создала. Но осталось его тело, и его надо похоронить. Его тоже надо убрать. На что это похоже? На то, что мы вылили содержимое ночного горшка, но ведь и сам горшок надо убрать из комнаты, чтобы в ней стало чисто.

Это делается тем, что грех формулируется словами. Нужно рассказать Б-гу о своем грехе, и тут недостаточно общих фраз, нужны подробности (только не надо слишком увлекаться). Самое подходящее время для этого – перед сном, но, конечно, если человек почувствовал необходимость этого в любое другое время, откладывать не надо.

Как избежать греха на будущее ? Человек подобен городу: череп как городская стена, а глаза, уши, нос и рот – городские ворота, через эти отверстия в черепе сознание человека выходит во внешний мир, а мир в него входит. И это ворота в стенах города должны охраняться.

Глаза. Ограничить себя и не смотреть на запрещенное. Ведь даже если в момент созерцания человек эмоционально никак не затронут, тем не менее все то, что человек видит, оставляет глубокий отпечаток в душе. Такова уж природа зрения. И все, что человек видел, когда-нибудь вылезет из памяти и породит эмоции.

Слух. То же самое – избегать слушать злословие и зубоскальство о других людях. Кроме того, что в этом прямая выгода – это оберегает душу от нечистоты, но еще есть выгода в том, что когда человек не хочет слушать зло о других, то и на Небесах не хотят слушать зло о нем, когда Сатана приходит со своими обвинениями.

Запах. Нужно уметь определять по запаху те мысли, которые не следует думать.

Речь. Следует ограничить себя и не болтать лишнего даже тогда, когда это не запрещено вообще. Как говорят мудрецы : «Неумеренность в речи приводит к греху».

Вот в самых общих чертах то, что относится к этой теме.

Желаем всем хорошего сладкого года, который наступет 14 сентября с Б-жьей помощью. Чтобы наступающий год был годом мира, радости, чистоты и святости во всех делах. И чтобы исполнилось сказанное пророком : «В день тот не будешь позорить себя всеми деяниями своими, которыми ты грешил против Меня».

Примечания

Статья основана на книге второго Любавичского Ребе Дов Бера «Шаарей тшува», часть 1.
Тем не менее, если человек наберется решимости, он всегда может раскаяться. Просто такому человеку это очень трудно. Как правило, нужны очень мощные внешние толчки, чтобы подвинуть его к этому.
Маамар Любавического Ребе, Шофтим, 5729 года.
Авот, 1:17.
Цфанья, 3:11

Если Вам не дают покоя ведомые грехи, то Вы можете их замолить пред Господом Богом. Делается это в церкви или домашних условиях. Иисус Христос Вас простит.

Замаливая тяжкие грехи, Вы должны отчетливо помнить, что дав обещание, Вы обязуетесь их не повторять.

Когда я был в глухой деревушке, еще живая знахарка передала мне 5 молитв, позволяющих вымолить прощение за грехи предков, абортированных детей, блуд, похоть и измену.

Зажгите 1 свечу. Поставьте иконы, имеющиеся дома в наличии. Несколько раз прочтите молитву “Отче Наш”.

Затем приступайте к замаливанию.

Как замолить аборт

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Отпусти мне грех аборта- детоубийства прескверного. В наготе духовной, сошла с пути праведного, прельщенная слабостью и вожделением. Да будет воля твоя. Аминь.

Как замолить грехи предков

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. В поминовении церковном отпусти грехи предков покойных, что при жизни не каялись, редко молились и маялись. Да будет воля твоя. Аминь.

Как замолить грех блуда

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Очисти меня от блудного стремления, и безмерного семенного осквернения. Молю тебя о возмездии строгом, чтоб потомство не страдало, мои скорби не впитало. Да будет так. Аминь.

Как замаливают похоть

Господи, не погуби мою душу, но остуди похотливое желание плоти. Молю тебя о справедливом наказании и послаблении за чистосердечное признание. Да будет воля твоя. Аминь.

Как замолить измену

Господи Иисусе Христе, в младом вожделении и плотском влечении, каюсь я в супружеском отступлении. Праведно гневаясь, за измену накажи, путь мне духовный во Храм укажи. Да будет воля твоя. Аминь.

Скажите, какие грехи являются смертными и как их можно искупить?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Необходимо, прежде всего, различать страсти (устойчивые греховные навыки, которые являются опасными недугами души) и грехи (любые преступления заповедей Божиих). По слову преподобного Иоанна Лествичника «страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе, и чрез навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится» (Лествица, 15:75). Большинство святых отцов-аскетов говорит о восьми губительных страстях. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, называя их пороками, перечисляет в такой последовательности: чревонеистовство, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Последняя является самой опасной страстью. Она может изгнать из человека любую добродетель. Некоторые, говоря о семи смертных грехах, объединяют уныние и печаль. Смертными они называются потому, что могут (если полностью овладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. По учению святых отцов, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником того или иного порока. Когда говорят о восьми страстях, находят подтверждение в святом Евангелии: "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого" (Лк.11:24-26). Объединяет их принадлежность к единому царству тьмы.

Преподобный Исаак Сирин говорит, что для победы над страстью нужен подвиг: «Когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть; и таким образом на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждою страстию и не понесешь никакого вреда от того, что встретится с тобою внутри оного предела, если претерпишь до конца и не расслабеешь» (Слова подвижнические. Слово 38). Большинство людей имеют в себе страсти. Многие из них посвящают жизнь удовлетворению этих страстей и не задумываются над тем, что готовят себя для ада. Те же, кто сознают, чаще всего в борьбе со страстью не прибегают к подвигу и потому не имеют результата. Надо всегда помнить, что воля человека свободна.

Св. Никита Стифат, говоря о разнице между грехом и страстью, пишет: «страсть в душе движется, а деяние греховное телом видимо совершается. Так – сластолюбие, сребролюбие и славолюбие суть пагубные страсти душевные, а блуд, лихоимство и неправда суть греховные деяния» (Добротолюбие, т.5, с. 92).

Выражение «смертный грех» имеет основание в словах св. апостола Иоанна Богослова: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» (1Ин.5:16-17). В греческом тексте стоит прос фанатон - грех, который идет к смерти. Под смертью имеется ввиду духовная смерть, которая лишает человека вечного блаженства в Царстве Небесном. Какие это грехи? Св. апостол Иоанн Богослов эти грехи конкретно не называет. У св. апостола Павла перечисляются такие грехи: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10). Список смертных грехов можно расширить, обратившись к другому Посланию первоверхоного апостола: «так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют» (Рим.1:29-32). На первый взгляд может удивить, что в этом перечне есть такие пороки, как нелюбовь, непримиримость, немилость. Речь идет о тех людях, в нравственной природе которых эти моральные свойства доминируют.

Путь к освобождению от грехов только один – искреннее покаяние и решимость исправиться. Чем раньше, тем лучше. Чем дольше человек ведет греховную жизнь, тем больше травмируется душа. «Грехи под действием разрешения духовного отца тотчас прощаются. Но след их остается в душе, - и он томит. По мере подвигов в противлении греховным позывам следы сии изглаждаются, а вместе с тем и томление то умаляется. Когда изгладятся совсем следы, - тогда и томлению конец. Душа будет в уверенности отпущения грехов. По сей-то причине - дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно - составляют основу чувств текущего путем спасения» (Свят. Феофан Затворник. Собрание писем, вып. 3, письмо 499). Когда речь идет о смертных грехах, необходимо различать: прощение грехов и врачевание души. В таинстве покаяния человек получает прощение грехов сразу, но здоровой душа становится не скоро. Можно провести аналогию с телом. Бывают болезни неопасные. Они легко лечатся и не оставляют никакого следа в организме. Но есть недуги тяжелые и опасные для жизни. По милости Божией и искусству врачей человек выздоровел, но к прежнему состоянию здоровья организм уже возвращается. Так и душа, вкусив яд смертного греха (блуд, занятие оккультизмом и проч.), серьезно подрывает духовное здоровье. Священники, которые имеют продолжительный опыт пастырства, знают, как трудно людям долго пребывавшим в смертных грехах, построить полноценную духовную жизнь на твердых основаниях и иметь плоды. Однако никто не должен унывать и отчаиваться, а прибегнуть Милостивому Врачу души и тела нашего: Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами (Пс.102:2-4).

0 Давайте перефразируем ваш вопрос. Например так: спасется ли человек совершивший смертный грех?
Спасение - это ДАР, который дарует Христос всякому верующему в Него. Спасение невозможно заслужить примерным поведением, равно как и нельзя априори потерять из-за какого-то греха как такового.
Если человек искренне покаялся в грехе и возлюбил Господа всем сердцем своим и больше его никогда не совершает - грех прощается.
Православная церковь выделяют среди грехов смертные грехи (чревоугодие, любодеяние, сребролюбие, гнев, уныние, тщеславие, гордость). Как видим, убийство само по себе (а в случае аборта речь идет об убийстве) не относится к смертному греху. Однако аборт, скорее всего, связан с другими грехами, которые могут быть смертными, т.к. аборт совершается по каким-то причинам.
Возможно, это покажется для кого-то оскорбительным или неприемлемым, но любой человек, даже закоренелый грешник имеет возможность спастись, если раскаится и обратит свое сердце ко Христу.
ПОТОМУ ЧТО СПАСЕНИЕ - ЭТО ДАР ХРИСТА В ОТВЕТ НА ПОКАЯНИЕ И ВЕРУ.
НИЧЕГО ДРУГОГО НЕ ТРЕБУЕТСЯ.
Вспомните место из Евангелия, где один из разбойников, висящих на кресте рядом с Христом, обращается к Нему, признает его Господом.
Христос говорит ему: Истинно говорю тебе, сегодня же будешь со мною в раю.
Это Он сказал разбойнику, который сам признал, что заслуживает наказания!!!
Помните это всегда. Если вы покаились, исповедали даже самый страшный грех перед Господом в православном храме страйтесь не грешить больше. И еще одна сторона греха. Каждый человек, соделавший тяжкий смертный грех, начинает страдать. Грех как ржавчина разъедает его душу, точит, гложет как открытая гноящаяся рана. Естественно, человек стремится избавиться от этого ощущения (и часто именно от ощущения, человек как бы хочет забыть этот грех, хочет убить в себе память о нём).
И тут нас подстерегают две опасности. С одной стороны, одолевает отчаяние: я такой ужасный грешник, что Бог просто не может меня простить, мой грех больше Господнего милосердия. Это самое худшее состояние души: человек может или покончить жизнь самоубийством, или пуститься во «все тяжкие», раз уж всё равно не спастись. Именно такую ситуацию святые отцы называли хулой на Духа Святого, когда человек отвергает Божью любовь и Его милосердие. Забывается, что нет такого греха, которого бы не простил Отец Небесный. Не прощается лишь тот грех, в котором не каются. Бог прощает и разбойников, и убийц, блудников, мытарей, когда они каются и просят спасения. Именно в этом наша христианская надежда: дверь в Царство Небесное не закрыта ни для кого. Помните, что он сам говорил, что пришел спасти не праведников, а грешников.
Но есть и другое отношение: человек, совершивший грех, ищет путь избавиться от него путём выполнения возложенной на него епитимии, так сказать, платит пеню или штраф за украденное у государства электричество. Тут человеком руководит не желание вернуть Божью любовь, вымолить себе прощение у Отца, а желание избавиться от «долговой ямы», вернуть себе былые «права» называться Божьим сыном.
Это так называемый юридический подход к понятию греха и искупления...
То же самое хотят иметь и наши несчастные женщины-детоубийцы: они хотят конкретного, чёткого указания, каким способом избавиться от памяти греха и посмертного наказания. Я подчёркиваю это ещё раз: не душу свою очистить, вернуть в неё свет, получив Божью милость, а откупиться от Бога и от своей памяти и выдумывают «методы»: сколько раз кланяться, сколько прочитать молитв, сколько монастырей посетить, к скольким мощам приложиться. К тому же для верности свои выдумки они выдают за откровения старцев, блаженненьких, ночные «явления» святых. Поэтому и вопрос: достаточно ли для прощения исповеди и причастия – тоже из этого разряда: дайте мне меру покаяния – три часа исповеди и пять литров причастия… Господи, Тебе довольно?! Ты вдоволь надо мной наизгалялся, как пьяный папаша, секущий сына за очередную двойку? Или мне ещё в углу на коленях постоять на горохе, чтобы ты меня, мучитель, отпустил, наконец?!
Разве не это подспудное ощущение сопровождает женщину, ищущую «удовлетворения» Бога? Но почему же так трудно понять простую духовную истину: поисповедоваться в этом грехе можно и однажды, но жить в покаянии и любви к Богу нужно всю жизнь? Причём невзирая, совершил ли ты аборт или сардинки по средам кушал, как метко заметила монахиня N. в книге «Плач третьей птицы».
Покаяние выражается не столько в рассказе священнику в тысячный раз на исповеди про свой аборт, натужно выжимая слёзы из очей. Покаяние есть изменение жизни, новая жизнь во Христе, реальное преображение души, вернее, стремление изо всех сил к этому преображению, даруемому Господом.
И исповедь с причастием нужны не «от», а «для». Мы часто воспринимаем исповедь как мытьё рук перед получением «конфетки» – причастия. Мы забываем, что должны жаждать причастия как соединения с Богом, которого никто из нас не может быть достоин, но к которому Он всех нас призывает.
Поэтому мера нашего покаяния определяется мерой нашего стремления ко Христу, глубиной любви к Нему и ненависти ко греху."
Спаси Вас Господи.
Текст скрыт